Устройство и назначение ступиц колёс автомобиля

Устройство различных типов подвески автомобилей определяется множеством факторов, однако одна деталь неизменно находит своё применение в любой схеме построения. Речь о колесных ступицах, устанавливаемых по краям осей в районе каждого из колес. От состояния этого неимоверно важного узла зависит не только качество поездки, но и безопасность всех находящихся в машине людей. Сегодня мы поговорим о ступицах — их устройстве и назначении.

Назначение ступицы

Основная задача ступицы состоит в удержании колёс на подвеске и обеспечении возможности их свободного вращения. Именно поэтому каждое колесо наделено собственным ступичным узлом. В случае, если речь идёт о ведущей колесной паре, можно сказать, что ступица обеспечивает передачу вращательных усилий от трансмиссионной коробки к ведущим колёсам. Не стоит забывать и о закреплённых на ступице тормозных элементах — дисках или барабанах. Благодаря им машина наделена возможностью торможения. Современные модели автомобилей, использующие множество электронных систем, получают от производителей ступицы, в которых вмонтированы необходимые для работы электроники датчики.

Таким образом, ступица имеет следующие функциональные задачи:

  • удержание колёсного диска автомобиля;
  • закрепление тормозных элементов (дисков или барабанов);
  • предоставление колесу возможности свободного вращения;
  • фиксация основных узлов на полуосях;
  • передача крутящих усилий от коробки передач к колёсам;
  • внедрение компонентов различных электронных систем.

Устройство ступицы

Изготовление ступицы осуществляется из толстой стальной болванки, путём обработки на токарно-фрезерном станке. Данная деталь подвержена сильнейшим внешним воздействиям, поэтому она должна обеспечивать необходимый уровень надёжности, который достигается за счёт монолитности металла.

В конструкции ступичного узла можно выделить несколько элементов различного назначения:

  1. Внешний обод служит местом для отверстий, с помощью которых монтируются направляющие втулки и болты, фиксирующие колёса. Иногда болты заменяются шпильками, а закрепление колес происходит с помощью гаек.
  2. Во внутреннее пространство ступиц осуществляется установка подшипников. Сами подшипники могут применяться совершенно разные. Это определяется конструктивными особенностями авто. В основном задействуются закрытые подшипники роликового типа. Классические шариковые элементы, ввиду малой соприкасающейся площади, устанавливаются нечасто. Большинство подшипников можно заменить отдельно от ступицы, хотя последнее время производители стали всё чаще применять неразборные конструкции, подразумевающие полную замену узла.
  3. Отверстие, имеющее специальные шлицы, предназначено для закрепления полуосей шруса.
  4. Если авто оборудовано системой антиблокировки тормозов, то помимо всего перечисленного, в ступицах имеются посадочные места для датчиков.

Особенности эксплуатации и обслуживание

Ступица изготовлена таким образом, что потребности в её ротации возникают крайне редко. В основном это происходит в случае несъёмных подшипников, подлежащих замене вместе с ней, либо при установке незаменяемых шпилек. В случае их износа ступицу потребуется менять целиком. На практике подобные модели устройства встречаются достаточно редко. Основная масса автомобилей имеет обслуживаемые ступичные узлы, не подразумевающие замены основной несущей детали.

Releated Post