Как говорит известная поговорка: «Дорога – ошибок не прощает». Появилась она еще в далекие советские годы, когда инфраструктура для автомобилистов скорее отсутствовала.
Водители, а в те годы это были в основном профессиональные шоферы, компенсировали отсутствие заправок, шиномонтажей и стоянок с кемпингами взаимовыручкой и помощью друг другу. Среди дальнобойщиков до сих пор остались эти правила, своеобразный кодекс поведения и даже собственный язык автожестов, кстати, международный.
Жесты фарами
Зная этот язык можно очень облегчить свою жизнь во время поездок за рулем, особенно на междугородних трассах.
Два кратковременных включения дальнего света — самый распространенный сигнал на наших дорогах. Он означает, что впереди по ходу движения сидят притаившиеся в засаде сотрудники ГИБДД или, что реже — по стороне движения встречного транспорта есть какая-нибудь опасность (крупное ДТП, открытый люк и т.п.). Получив такое предостережение от встречных водителей, не поленитесь поблагодарить их жестом руки, обращенной ладонью вперед.
Один длинный «выстрел» дальним светом машине, идущей впереди в спину, означает: «Дай дорогу!», а если в лицо или в бок (при маневрировании в городской толчее) — «Пропусти!». Второй вариант может сочетаться с длинным звуковым сигналом.
Эта комбинация сигнала применяется также в экстремальных ситуациях при обгоне, когда, выскочив на «встречную», водитель не успевает завершить маневр и просит встречную машину принять правее, чтобы благополучно разъехаться.
К этому жесту многие водители относятся крайней негативно, но лучше, наверное, выполнить просьбу, чем оказаться в опасной ситуации или попасть в ДТП по вине слишком «горячего» водителя соседней машины.
Один короткий «выстрел» в лицо или в бок дальним светом в городском заторе означает: «Проезжай, пропускаю!». Применяется, например, если встречному автомобилю нужно повернуть, а пробка на дороге мешает ему совершить этот маневр.
Еще большие возможности дают для общения с соседями по дороге, сигналы поворота. Те, кто думают, что поворотниками можно только показывать направления движения, — ошибаются. Хотя это и обязательное действие, и те, кто пренебрегают этим создают проблемы себе и окружающим, вызывая нелестные слова в свой адрес.
Язык поворотников
- Включение левого «поворотника» в крайнем левом ряду — просьба впереди едущему авто принять правее и дать возможность его обогнать. Применяется довольно редко, но в сочетании с «выстрелом дальним» дает неплохой эффект
- Левый указатель поворота, включенный на трассе водителем автомобиля, который совершил обгон, но не возвращается на свою полосу движения, — сигнал для остальных, что впереди на полосе встречного движения свободно и можно совершать обгон вслед за ним.
- Если вы увидели, что едущий следом автомобиль включил правый указатель поворота и мигнул несколько раз «дальним», значит Вас просят остановиться у обочины. Возможно у Вас проблема с автомобилем, которую увидел водитель сзади, ну или это старый знакомый, который хотел бы поговорить.
- Когда впереди идущий автомобиль моргает правым поворотником, он говорит, что дорога впереди свободна от «встречки» и предлагает Вам совершить обгон, соответственно подмигивание левым поворотником означает, что обгонять не время и по встречной полосе приближается автомобиль. С Вашей стороны после подсказки будет правильным моргнуть аварийкой – этот жест означает «Спасибо». Как правило, на трассе предупреждают большие фуры, которые также нуждаются в подсказках «маленьких».
- Если Вас обгоняет фура, особенно в темноте или тумане, то ее водитель может не рассчитать габариты вашего автомобиля. Считается правилом хорошего тона, помочь ему и вовремя маневра «дальнобоя» моргнуть дальним, чтобы обозначить свои габариты.
Правила вежливого водителя
Как видите поворотники позволяют практически вести диалоги с соседями по дороге. Но не стоит забывать их основной функционал – показывать направления движения. Звучит просто, но … многие делают ошибки и в этом незамысловатом действии. Итак, правила пользования поворотниками, применяя которые, Вас сочтут вежливым водителем:
- Если Вы собираетесь повернуть на перекрестке, перед которым в непосредственной близости расположен еще один перекресток, не включайте указатели поворота до тех пор, пока не проедете первый перекресток.
- После того, как Вы повернули, не забудьте проконтролировать, выключены ли поворотники. При плавном повороте автоматическое выключение сигналов может не сработать, что даст повод другим участникам движения выбрать траекторию, пересекающуюся с вашей.
- Включайте указатели поворота не менее чем за 4-5 секунд до начала выполнения маневра. Не перенимайте дурную привычку не выключать указатель при правом повороте — это опасно.
- Если дорога, по которой Вы едете, поворачивает, а Вы продолжаете двигаться по той же полосе и дальше, сигналы поворота не включайте.
- При движении задним ходом включайте поворотники с той стороны, в которую будет поворачивать задняя часть вашего автомобиля.
Иное
Еще один маленький секрет из языка автомобильных жестов. Если включить аварийку в вашем автомобиле сложно (нужно далеко тянуться или она вообще не работает), то «Спасибо» можно сказать, используя поочередное мигание поворотниками. У нас в стране такое применение сигналов поворота не очень принято, но в международном автоязыке благодарят именно так.
Хотя лучше следить за тем, чтобы «аварийка» все же работала. Ей можно сказать «спасибо», можно предупредить едущий сзади Вас автомобиль о препятствии впереди, ночью можно попросить переключится на ближний, если Вас слепит «дальний» едущего за Вами автомобиля. Встречный автомобиль просят переключиться с дальнего на ближний кратковременным включением собственного дальнего света. Правда делать это нужно крайне аккуратно, Вы также можете ослепить водителя встречного автомобиля.