Взаимопомощь автомобилистов на дороге

Как говорит известная поговорка: «Дорога – ошибок не прощает». Появилась она еще в далекие советские годы, когда инфраструктура для автомобилистов скорее отсутствовала.

Водители, а в те годы это были в основном профессиональные шоферы, компенсировали отсутствие заправок, шиномонтажей и стоянок с кемпингами взаимовыручкой и помощью друг другу. Среди дальнобойщиков до сих пор остались эти правила, своеобразный кодекс поведения и даже собственный язык автожестов, кстати, международный.

Жесты фарами

Зная этот язык можно очень облегчить свою жизнь во время поездок за рулем, особенно на междугородних трассах.

Два кратковременных включения дальнего света  — самый распространенный сигнал на наших дорогах. Он означает, что впереди по ходу движения сидят притаившиеся в засаде сотрудники ГИБДД или, что реже — по стороне движения встречного транспорта есть какая-нибудь опасность (крупное ДТП, открытый люк и т.п.). Получив такое предостережение от встречных водителей, не поленитесь поблагодарить их жестом руки, обращенной ладонью вперед.

Один длинный «выстрел» дальним светом машине, идущей впереди в спину, означает: «Дай дорогу!», а если в лицо или в бок (при маневрировании в городской толчее) — «Пропусти!». Второй вариант может сочетаться с длинным звуковым сигналом.

Эта комбинация сигнала применяется также в экстремальных ситуациях при обгоне, когда, выскочив на «встречную», водитель не успевает завершить маневр и просит встречную машину принять правее, чтобы благополучно разъехаться.

К этому жесту многие водители относятся крайней негативно, но лучше, наверное, выполнить просьбу, чем оказаться в опасной ситуации или попасть в ДТП по вине слишком «горячего» водителя соседней машины.

Один короткий «выстрел» в лицо или в бок дальним светом в городском заторе означает: «Проезжай, пропускаю!». Применяется, например, если встречному автомобилю нужно повернуть, а пробка на дороге мешает ему совершить этот маневр.

Еще большие возможности дают для общения с соседями по дороге, сигналы поворота. Те, кто думают, что поворотниками можно только показывать направления движения, — ошибаются. Хотя это и обязательное действие, и те, кто пренебрегают этим создают проблемы себе и окружающим, вызывая нелестные слова в свой адрес.

Язык поворотников

  • Включение левого «поворотника» в крайнем левом ряду — просьба впереди едущему авто принять правее и дать возможность его обогнать. Применяется довольно редко, но в сочетании с «выстрелом дальним» дает неплохой эффект
  • Левый указатель поворота, включенный на трассе водителем автомобиля, который совершил обгон, но не возвращается на свою полосу движения, — сигнал для остальных, что впереди на полосе встречного движения свободно и можно совершать обгон вслед за ним.
  • Если вы увидели, что едущий следом автомобиль включил правый указатель поворота и мигнул несколько раз «дальним», значит Вас просят остановиться у обочины. Возможно у Вас проблема с автомобилем, которую увидел водитель сзади, ну или это старый знакомый, который хотел бы поговорить.
  • Когда впереди идущий автомобиль моргает правым поворотником, он говорит, что дорога впереди свободна от «встречки» и предлагает Вам совершить обгон, соответственно подмигивание левым поворотником означает, что обгонять не время и по встречной полосе приближается автомобиль. С Вашей стороны после подсказки будет правильным моргнуть аварийкой – этот жест означает «Спасибо». Как правило, на трассе предупреждают большие фуры, которые также нуждаются в подсказках «маленьких».
  • Если Вас обгоняет фура, особенно в темноте или тумане, то ее водитель может не рассчитать габариты вашего автомобиля. Считается правилом хорошего тона, помочь ему и вовремя маневра «дальнобоя» моргнуть дальним, чтобы обозначить свои габариты.

Правила вежливого водителя

Как видите поворотники позволяют практически вести диалоги с соседями по дороге. Но не стоит забывать их основной функционал – показывать направления движения. Звучит просто, но … многие делают ошибки и в этом незамысловатом действии. Итак, правила пользования поворотниками, применяя которые, Вас сочтут вежливым водителем:

  1. Если Вы собираетесь повернуть на перекрестке, перед которым в непосредственной близости расположен еще один перекресток, не включайте указатели поворота до тех пор, пока не проедете первый перекресток.
  2. После того, как Вы повернули, не забудьте проконтролировать, выключены ли поворотники. При плавном повороте автоматическое выключение сигналов может не сработать, что даст повод другим участникам движения выбрать траекторию, пересекающуюся с вашей.
  3. Включайте указатели поворота не менее чем за 4-5 секунд до начала выполнения маневра. Не перенимайте дурную привычку не выключать указатель при правом повороте — это опасно.
  4. Если дорога, по которой Вы едете, поворачивает, а Вы продолжаете двигаться по той же полосе и дальше, сигналы поворота не включайте.
  5. При движении задним ходом включайте поворотники с той стороны, в которую будет поворачивать задняя часть вашего автомобиля.

Иное

Еще один маленький секрет из языка автомобильных жестов. Если включить аварийку в вашем автомобиле сложно (нужно далеко тянуться или она вообще не работает), то «Спасибо» можно сказать, используя поочередное мигание поворотниками. У нас в стране такое применение сигналов поворота не очень принято, но в международном автоязыке благодарят именно так.

Хотя лучше следить за тем, чтобы «аварийка» все же работала. Ей можно сказать «спасибо», можно предупредить едущий сзади Вас автомобиль о препятствии впереди, ночью можно попросить переключится на ближний, если Вас слепит «дальний» едущего за Вами автомобиля. Встречный автомобиль просят переключиться с дальнего на ближний кратковременным включением собственного дальнего света. Правда делать это нужно крайне аккуратно, Вы также можете ослепить водителя встречного автомобиля.

Releated Post